Всем доброго времени суток! Так как интернет-версии газеты "Время Трансаэро" пока нет, я решил перепечатать очерк Людмилы О. - Залет в эстафету. Надеюсь,что это будет познавательно не только ребятам,мечтающим связать свою жизнь с нашей профессией, но и тем, кто уже налетал не одну тысячу часов. Прошу не ругать за грамматические ошибки. Также очень надеюсь,что со стороны автора( Людмила О.) возражений не будет.
«Эстафетами» на авиационном сленге называются командировки, в которых между рейсами у экипажа самолета есть несколько свободных дней в другой стране. Бортпроводники «Трансаэро» летают в «эстафеты» уже через год после начала работы в компании. Такие командировки – это не только возможность посмотреть мир, но и встретить свою любовь, заработать деньги и просто приятно провести время. Именно поэтому «эстафета» была и остается столь любимым и желанным бонусом у бортпроводников. О сути «эстафет» - в материале нашей коллеги, бортпроводницы Людмилы Одесской.
Если рейс длинный, более шести часов в одну сторону, мы остаемся в пункте прилета и отдыхаем до следующего вылета. Как правило, это длится несколько дней – от суток до двух недель! Прекрасный маленький отпуск!
Почему этот «отпуск» называется «эстафетой»? Да потому что это напоминает спортивную эстафету: спортсмен преодолевает определенную дистанцию, потом передает палочку другому, тот третьему и т.д. В нашем же случае мы не бежим и не плывем, мы – летим и передаем самолет другому экипажу.
Правила и Условия
Многие почему-то считают, что «эстафеты» - заграничные командировки, забывая при этом, что наша страна занимает восьмую часть суши и чтобы пересечь ее на самолете с запада на восток нужно потратить десять часов, а то и больше. Поскольку
у «Трансаэро» есть внутренние продолжительные рейсы в Анадырь, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, то, разумеется, в такие «эстафеты» мы летаем часто.
Направление полетов вообще и «эстафеты» в частности зависят от трех факторов. Первый – это наличие заграничного паспорта, второй – стаж работы в компании, третий – типы самолетов, к полетам на которых есть допуск. С первым фактором все понятно: если нет загранпаспорта, то прямая дорога на Дальний Восток. А вот, второй и третий факторы нуждаются в пояснении.
Бортпроводник, который только что начал работать в «Трансаэро», ни о какой длительной заграничной командировке даже не думает. Как правило, в международные «эстафеты» начинают летать, проработав один год. Но бывают и исключения. Например, если в службе бортпроводников в высокий сезон сильно не хватает народа, то в «эстафеты» летают все подряд. Опыт этот, на мой взгляд, не совсем удачный. Сами понимаете: молодые «необстрелянные» ребята попадают (иногда впервые в жизни) в другую страну, где предаются морю соблазнов и доступных удовольствий, при этом вести себя толком не умеют и пускаются во все тяжкие. В общем, доставляют массу проблем старшему бортпроводнику и летчикам. Но все это не означает, что новичкам ничего не светит. Им достаются российские командировки. Конечно, они не такие длинные (от одних суток до четырех), зато интересные. Кто из ваших знакомых может похвастаться тем ,что бывал на Камчатке и видел долину гейзеров? Или кто гулял по тундре, где на сотни километров нет ни одного строения и дерева? Наш Дальний Восток – прекраснейший и интереснейший край.
Впрочем, в какие именно заграничные командировки летать, больше зависит не от стажа работы, а от того, допуски на какие типы воздушных судов у тебя есть. Как известно, в нашей компании четыре типа самолетов: «Боинг-737», «Боинг-767», «Боинг-747» и «Ту-214». Так вот, чтобы летать на каком-нибудь из них, надо сначала учиться, потом сдавать экзамен, получать инструкторскую проверку (слетать в рейс с инструктором), только затем в свидетельство ставится «Допущен выполнять рейсы на данном типе самолета».
Так, в Хабаровск летает только «Ту-214» и, соответственно, берут на него тех бортпроводников, которые обучены на нем летать. А в Таиланд и Гоа, на Мальдивы и Кубу летает «Боинг-747». На практике, если есть допуск на «горбатый», то и в командировки ты летаешь на нем же. И слетать, скажем, на «Боинге-767» в Санью или Сингапур – уже редкость. Конечно, надоедает выполнять одни и те же рейсы на одном и том же самолете. Очень надоедает! Иногда так, что на работу идти не хочется! Но мысль, что придет время, и из-за облаков выглянет солнце, все же греет.
Жизнь как «эстафета»
«Эстафета» - это не простая командировка, а настоящая жизнь!
Большинство дальних заграничных рейсов открывается зимой. И, как правило, в жаркие страны, на курорты. То есть, когда для большинства наших сограждан наступают холода и выпадает снег, для нас наступает время, когда светит жаркое солнце и волны теплого моря приятно ласкают тело! Бывают такие зимы, что из командировок просто не вылезаешь: хорошо, если за четыре месяца дома будешь неделю. Чемодан просто не разбирается – грязные вещи меняются на чистые и – снова в полет.
Но в «эстафете» мы не только лежим на пляже. Кто бывал на курортах, тот знает, что к услугам туриста масса различных интересных занятий. И, соответственно, к нашим в том числе. Когда ты оказываешься в какой-либо стране впервые, тебе интересно все. Ты посещаешь достопримечательности, ездишь на экскурсии, знакомишься с местными обычаями. А сколько делается фотоснимков!
Но что делать, если ты прилетаешь на один и тот же курорт десятый раз за сезон? Посещать развалины много раз подряд неинтересно и накладно, поэтому каждый член экипажа придумывает себе занятие сам. А если что-то не успел сделать или посмотреть, никто особо не огорчается, потому как знает, что очень скоро вернется сюда снова. И Бангкок для тебя не чужой город, а просто дом родной, где ты все знаешь и прекрасно ориентируешься. А если к тому же там у тебя друзья…
Да даже если их и нет: из двенадцати человек экипажа всегда найдут друг друга те, интересы которых совпадают. Или в бригаде случайно окажутся подружки. Впрочем, если их нет, то за 10-12 дней все передружатся так, что станут ближе самых близких родственников.
А сколько романов завязывается в командировках! Некоторые из них, конечно, там и заканчиваются, но некоторые имеют продолжение в Москве: пара женится, заводит детей и живет долго и счастливо. Кстати, для уже сложившихся пар командировка – это возможность быть вместе, а только что поженившимся парам компания делает подарок – «эстафета» на медовый месяц в любое место по их выбору. И в дальнейшем, если у них будет на то желание, они и летать будут все время вместе.
Однако, несмотря на всю романтику, «эстафета» - это прежде всего служебная командировка. Отправляешься ты туда не по своей воле, и, может быть, не с тем, куда и с кем тебе бы хотелось. Зачастую просто хочется побыть дома с семьей, с друзьями. Сколько браков помогла создать «эстафета», столько же (или даже больше) она и разрушила. Далеко не каждый муж или жена готовы видеть свою половинку раз в неделю, да и то спящую! Есть у нас ребята-бортпроводники, которые отказываются от «эстафет» по семейным обстоятельствам. Да, в таком случае они теряют в деньгах (ведь за время пребывания на «эстафете» выплачиваются суточные), а если учесть, что тратить их там особо некогда, то за рабочий сезон может скопиться вполне приличная сумма (на недорогой автомобиль), которую можно потратить в Москве.
Но не только хорошие суточные атрибут «эстафет». У нас есть возможность покупать многие качественные вещи дешевле, чем они стоят в Москве. Например, Бангкок или Сингапур – города шопинга. А во многих аэропортовых магазинах Duty Free у нас действует экипажная скидка (до 20%). Все это позволяет сэкономить приличные деньги, а, как известно, сэкономленные деньги – это все равно, что заработанные.